Сведения и технический регламент о безопасности упаковки
Технический регламент о безопасности упаковки распространён на ту упаковку, которая находятся на рынке стран Таможенного союза (ТС). Стандарту подчиняются товары, привозимые из-за границы. Регламент устанавливает особая Комиссия ТС. Перед выходом на рынок каждый новый тип упаковки проходит специальные испытания и тестирования. Если обнаруживается товар, противоречащий критериям ТР, его снимают с продажи.
Допустимые материалы
Для изготовления упаковочных средств можно использовать:
- бумагу и картон (коробки, лотки);
- дерево (поддоны, ящики);
- полимеры (полиэтилен);
- стекло (банки, бутылки);
- металл (жестяные банки, металлические контейнеры);
- керамику (фигурные формы);
- комбинированные материалы (картонная подложка);
- текстильные материалы (фигурные формы).
Эти вещества не применяются для сохранения опасных грузов, изделий из табака, лекарственных средств и специализированных приборов (медицинских и др.). Перечисленные объекты подчиняются особому ГОСТу о безопасности упаковки.
Упаковка может сопровождаться дополнительными элементами:
- укупорочные средства (пробка, колпачок и др.);
- плёнка;
- обёртка;
- чехлы/блистеры;
- уплотнитель/амортизатор/прокладка;
- защитные материалы.
Перечисленные предметы используются для обеспечения лучшей сохранности товара, облегчения перевозки и хранения, упрощения использования (дозаторы). Дополнительные средства должны отвечать критериям безопасности, разработанным Комиссией ТС.
Критерии безопасности
Комиссия проверяет упаковочные средства на предмет химической/механической чувствительности, безопасной распаковки и степени герметичности. Каждый материал обязан отвечать следующим условиям:
- металл должен предохраняться от коррозии и не травмироваться при оказании на него сильного давления с внешней и внутренней стороны;
- стекло должно переносить перепады температуры без риска повреждения, иметь высокую степень водостойкости и кислотостойкости, его нельзя использовать снова для упаковки продуктов детского питания;
- полимеры не должны пропускать воду и деформироваться под действием высокой температуры;
- бумага, картон, дерево и текстильные материалы не должны разрушаться в случае механических ударов;
- комбинированные материалы не должны подвергаться окислению и впитывать влагу;
- керамика должна быть водостойкой.
Важно: упаковка и упаковываемый продукт не должны вступать в химическую реакцию.
Согласно тр тс о безопасности упаковки, указанные материалы тестируют на выделение кислот, газов и иных вредных веществ в окружающую среду. Все возможные материалы для упаковки подразделяются по классам опасности. Так, наивысший имеют изделия из полиэтилена, самый низкий – бумага и картон.
Упаковка и маркетинг
Регламент ТС обходит стороной вопрос рекламы на упаковочных средствах. Согласно маркетинговым исследованиям, на внешний вид продукта обращают внимание 97% покупателей, поэтому продавец стремится придать товару «вкусный» вид. Некоторые компании имеют негласный или же официальный перечень требований к дизайну упаковки (цвет, графика, стиль и др.).
Обилие рекламы на продукте зачастую мешает воспринимать важную информацию о производителе, составе продукта, способе его изготовления и проч. К товарам, несущим на себе переизбыток рекламы, следует относиться с осторожностью. Главная функция упаковки – сохранение продукта в надлежащем виде, а не психологическое воздействие на покупателя.
Маркировка
Маркирование производится на языках всех стран ТС. Продукция, прошедшая испытания и выпущенная на рынок, обозначается единым знаком обращения. Тр тс 005 2011 о безопасности упаковки обязывает производителя ставить на продукте определённые маркеры, сообщающие потребителю о:
- названии упаковки;
- её применении;
- контактных данных самого производителя;
- условиях хранения;
- необходимости утилизации;
- дате изготовления и др.
У паковка в условиях современного рынка – один из наиболее быстро растущих его сегментов. Заботящиеся о своём имидже компании дополняют продукцию возможностью удостоверения в подлинности товара и элементами контроля вскрытия.